В 1870 году началась постройка Ряжско-Вяземской железной дороги, которая впоследствии вошла в состав Сызрано-Вяземской. Движение на ней от станции Павелец, то есть по территории Тульской губернии, было открыто
15 декабря 1874 года. Дорога была призвана соединить Поволжье с западными регионами страны. На территорию Тульской губернии эта дорога входила на 91 версте и начиналась станцией Клекотки, далее шли станции: Епифань, Бобрик-Донской, Хрущевская (позднее Узловая), Оболенское, Присады, Тула, Протопопово (сейчас - Плеханово), Обидино, Суходол, Даниловка, и на 246 версте Алексин.

Выкуплена в казну 1 октября 1889 года. В январе 1890 года. объединена с Моршанско-Сызранской ж. д. и Ряжско-Моршанской ж. д. в казённую Сызрано-Вяземскую (протяженностью в 1307 вёрст).

Участок:

Тула. Ряжский вокзал.
Здания вокзалов на проходных станциях строились преимущественно деревянными, в "русском стиле", с обилием прорезной резьбы по дереву, что делало их весьма и весьма нарядными.


Тула. Ряжский вокзал.


Станция Присады


Макет станции Жданка (Богородицк).
В 1874 году от станции Узловая через город Богородицк построена ветка Ряжско-Вяземской железной дороги на города Ефремов и Елец, и открыта 15 декабря 1874 года.





Макет станции Епифань (Кимовск).


Товарный 6-ти колесный паровоз, построенный в 1875 году.



Перспективные туристические объекты вдоль железнодорожной линии Тула - Узловая:

Тула. Ряжский вокзал.

Станция Криволучье.

309 км. Сеженский лес. Усадьба Э.Э.Керн.

313 км. Верхние Присады. Имение Хитрово. Церковь Димитрия Солунского.

Станция Присады. Станция Присады. Поселок Шатск. Шатская станция ПОДЗЕМГАЗ

318 км. Новое Село. Имение Жуковских. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Городище Новое Село.

Станция Шат.

Станция Шварц.

Станция Оболенское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Станция Дедилово. Шаховское. Усадьба князя Д.Д.Оболенского.

Узловая. Вокзал.

Материал из архива МАОУ СОШ № 61.

Как завязался "Узел".
26 апреля 1872 года император Александр II утвердил Устав Общества Ряжско-Вяземской железной дороги протяжённостью 641,5 версты. Вся дорога была поделена на 6 участков. На третьем участке намечалось строительство станции Хрущёво – как большого узла с тремя расходящимися от неё железнодорожными линиями: на Ряжск, Тулу и Елец. Название будущей станции происходило от небольшой одноимённой деревни. Как известно, в те времена главную роль во всех делах играли помещики. Тем более что железные дороги прокладывались большей частью по их землям. Помещик Денельт, живший в деревне Хрущёво, определил название станции. Заметное влияние на строительство железной дороги здесь также оказывали графы Бобринские и князь Оболенский. Один из графов Бобринских в то время занимал пост министра путей сообщения. Это была одна из первых в России железных дорог, полотно которой укладывалось из стальных рельсов, доставляемых из Франции и Англии.

К лету 1872 года строительство шло полным ходом. Это требовало большого количества рабочих, которые начали прибывать сюда. Так ранее тихий, глухой, заболоченный и заросший лозняком уголок, неожиданно пробудился и стал многолюдным и шумным.

От строителей не отставали и приехавшие сюда купцы, спешившие развернуть торговлю. Они строили и открывали магазины, лавки, палатки, чайные и трактиры.

15 декабря 1874 состоялось торжественное открытие движения поездов. Заработало депо на 12 паровозов, построено несколько жилых домов, школа и больница. Все служебные постройки и жилые дома размещались у самых железнодорожных путей. Так появилась первая Железнодорожная улица. Станция и пристанционный посёлок продолжали расти и развиваться. Центром считался вокзал и привокзальная площадь. Вокзал, по тем временам, был достаточно большим, в нём имелось три зала, буфет-ресторан, почта, телефон, телеграф и другие службы. Посёлок становился больше, население росло.

Название станции не нравилось жителям, особенно железнодорожникам. Названия «узел», «узелок» всё больше входили в привычку, проникали в документы и создавали путаницу. Родившееся в народе название «Узловая» правление дороги вынуждено было узаконить. Станция Хрущёвская 12 ноября 1877 года была переименована и стала называться станцией Узловая. Железная дорога определяла жизненный уклад и судьбу жителей поселка. Через Узловую ежедневно проходило до семи пар поездов: курьерских, почтовых, пассажирских.


Паровоз Оп-7587. Построен был в Санкт-Петербурге в 1907 году в рамках первой партии паровозов серии Оп.

шатск